Очищение организма и энергетики. Шаткармы.

Что такое шаткарма? Этимология этого слова проста: от санскр. Шат – шесть, карма – действие. Т.е. шесть действий. Здесь же стоит разобрать определение слову крийя – от санскр. очищение, чистка. В соответствии с основным практическим трактатом по йоге «Хатха-Йога Прадипика» к шаткармам относят: нети – очищение носа (джала нети, сутра нети); дхаути – очищение желудочно-кишечного тракта (данта дхаути, джихва дхаути, вастра дхаути, ваман дхаути (кунджал-крийя); гаджикарани (вьягхра-крийя), а также дополнительные техники используемые для очищения ЖКТ (шанкха прокшалана, голодание и т.д.); наули – массаж внутренних органов (наули-крийя, агнисара крийя, некоторые асаны, такие как йога мудрасана); басти – очищение прямой кишки (басти, мулашодхана); капалабхати – очищение черепа; тратака – очищение глаз.

Также для эффективного выполнения шаткарм следует знать и использовать бандхи (джаландхара, уддияна, мула) и мудры(позиции и кистевые) - всё это - неотъемлимая часть очистительных техник.

В чем же суть шаткарм? Шаткармы применимы к разным участкам нашего тела. Они позволяют посредством работы мышц, нагнетания давления в полостях, массажа, механического воздействия из вне, а также возбуждения внутренней гормональной среды организма, очистить организм от накопившихся шлаков. Очистительные техники освобождают ткани от токсической аккупации на клеточном уровне, ликвидируют застойные явления в жидкостных средах организма, а также выводят твердые отложения. Независимо от того, какой диеты придерживается человек, как долго и в каком режиме практикует, шаткармы актуальны на любом этапе.

Практика шаткарм, на первых порах, избавляет от загрязнений и токсинов на грубом физическом плане. При первичной чистке, не всегда получается сразу освободиться от отходов, накопившихся в нашем теле на протяжении всей жизни. Для того, чтобы очищение было более продуктивным, необходимо комбинировать несколько практик, соотнося их с режимом питания, сна и бодрствования, а также проявляя здравомыслие. Следует выполнять практики последовательно, учитывая индивидуальные особенности физиологии организма и состояние здоровья на данном этапе.

При регулярной практике очистительных техник, воздействие от выполнения шаткарм постепенно переходит с физического уровня на психоэнергетический. Дело в том, что загрязнения физического тела, как снаружи, так и изнутри представляют собой проекцию психоэнергетических блоков (закристаллизованных солей, конкрементов). То же самое справедливо и в обратном порядке. Отложения солей в виде камней, песка, желчи, слизи, тромбов, скоплений не выведенных отходов формируют завихрения в энергетических потоках, блоки, замедление одних энергий и ускорение других, как итог компенсаторной работы энергий, проходящих по каналам (нади).

Это в свою очередь приводит к усугублению мироощущения, мировосприятия, что в конечном итоге отражается на адекватности нашего развития. Формируется порочный круг. Благодаря шаткармам мы следим за чистотой нашего грубого и тонкого тел. Кроме того, с помощью регулярного выполнения очистительных практик, мы автоматически усиливаем все виды энергетических практик, которые мы выполняем (асаны, пранаямы и т.д…)

Некоторые виды шаткарм, такие как капалабхати «сияющий череп» направлены непосредственно на проработку ментального очищения. Эта практика затрагивает физическое тело посредством очищения дыхательных путей и крови, насыщает праническое тело энергией, особенно самана, прана и уданаваю, проталкивая её к верхним центрам, а самое главное, очищает ментальное тело, от влияния самскар, пробивает эмоциональные привязки и блоки, разтождествляет наш ум и наше «Я», позволяет встать в позицию наблюдателя. Поэтому практика хороша перед медитацией.

Практика шаткарм дает импульс для внутренних изменений на уровне физического и энергетического тел и проявления качественно новых переживаний и состояний в сознании, полученных в результате практики.

Повторюсь, всё это актуально на любом этапе развития. Начинающий практик должен освоить шаткармы хотя бы для того, чтобы научиться чувствовать своё тонкое тело, ощутить разницу в энергиях. Йог, практикующий продолжительное время осознаёт, что сталкивается с загрязнениями постоянно, даже если не контактирует с другими людьми. Что говорить о преподавателе йоги? Избрав такой путь служения, мы окунаемся в социальные взаимодействия с головы до пят. Йог в социуме – не просто идет по пути, он находится в авангарде, поэтому ему требуется особенно следить за своим физическим и энергетическим состоянием. Помогать другим людям словом и делом, возможно, только демонстрируя личным примером здравость своих принципов, а также их пользу на всех уровнях.

ОМ!

Поделиться с друзьями



.