Табачная революция. Кто заставил женщину курить?

Щелчок зажигалки, глубокая затяжка, и наболевшие проблемы улетают прочь в кольцах дыма. Стильная пачка сигарет, гламурная зажигалка, сувенирная пепельница стали атрибутами женского имиджа и образа жизни. Женщины курят на улице, в парке, в кафе, на детской площадке, в офисе, в кино и сериалах.

Курящих мужчин на нашей планете по-прежнему остается больше, чем курящих женщин. Однако есть предпосылки, что эта ситуация может поменяться в уже недалеком будущем. Дело в том, что по статистическим данным доля курящих представительниц прекрасного пола увеличивается, причем в развитых странах курильщиц больше (около 22%), чем в странах третьего мира (9%). Курение продолжает оставаться доступным и модным способом самоутвердиться среди подростков, например, в России 24% девочек этой возрастной категории курят.

По мнению специалистов, занимающихся социально-статистическими исследованиями, причина этой грустной тенденции вполне понятна. Это результат эффективной работы маркетологов от ведущих табачных кампаний.

Изначально табачные компании практически не рассматривали женщин как потенциальных потребителей своей продукции. Во-первых, до начала ХХ века лишь немногие женщины имели самостоятельный источник доходов и не могли тратить деньги на покупку сигарет. Во-вторых - и это было главным препятствием - в то время в обществе доминировали социокультурные установки, согласно которым женское курение ассоциировалось с распущенностью, безнравственностью и низким социальным статусом, а потому осуждалось как мужчинами, так и женщинами.

Эмансипация дала женщинам финансовую независимость. И тогда табачные компании повернулись к ним лицом. Первые рекламные стратегии, нацеленные женскую аудиторию, были разработаны еще в 1920-е годы. Для их успешной реализации надо было преодолеть сложившиеся стереотипы, создав у потенциальных потребительниц устойчивые ассоциативные связи между курением и значимыми для них ценностями: внешней привлекательностью, независимостью и успешностью.

Первой «женской» маркой сигарет стал бренд «Лаки Страйк» (Lucky Strike), реклама которого появилась в США и была направлена на формирование у женщин ассоциативной связи между курением сигарет и стройностью. Лозунг рекламной кампании гласил: «Возьми Лаки вместо конфеты» (Reach for a Lucky instead of a sweet). Подразумевалось, что от конфет полнеют, а от сигарет - нет. Может показаться удивительным, но этот миф, так ловко сгенерированный табачниками, оказался настолько убедительным, что женщины верят в него по сей день! Действительно, курить гораздо проще, чем заниматься спортом и правильно питаться, тем более когда реклама внушает, что курящая женщина еще и более привлекательна, чем некурящая.

По-настоящему табачники развернулись в 1968 году, когда компания Philip Morris выпустила на американский рынок «женские» сигареты «Вирджиния Слимс» (Virginia Slims) и разработала рекламную стратегию, ориентированную исключительно на женщин и учитывавшую специфические социальные проблемы, актуальные для того времени. Основной лозунг рекламной кампании «Ты далеко пошла, детка» ("You've Come a Long Way Baby") был направлен на то, чтобы создать в сознании устойчивую связь между курением сигарет этой марки и ценностями феминистского движения: независимостью, правом на собственное мнение, успешностью, женской привлекательностью и сексуальностью. Реклама предлагала чарующие образы: красоту и элегантность женщин с сигаретами «Вирджиния Слимс» выгодно оттеняли черно-белые батрачки на заднем плане рекламных фото. Главный посыл угадывался легко: кури, как это делают беззаботные богачки, и ты, возможно, станешь одной из них.

Рекламная кампания «женских» сигарет оказалась сверхуспешной для табачной индустрии. Уже через 6 лет после ее начала уровень курения среди 12-летних американских девочек вырос на 110%, не устояли перед новым «стильным» образом и девушки постарше. Новый тренд распространялся подобно вирусу - и вслед за американками закурили женщины по всему миру. Так, в Японии в результате агрессивной рекламы табака, адресованной женщинам и девушкам, уровень женского курения вырос более чем в 2 раза. В Южной Корее в 1988 г. курили 2% девушек-подростков. А через год в стране стали продаваться американские сигареты (естественно, при мощнейшей рекламной поддержке). И маленьких курильщиц стало почти в 5 раз больше.

Успех маркетинговых стратегий, направленных на пропаганду женского курения, был огромен - и столь же огромны оказались разрушительные последствия для здоровья женщин-курильщиц.

Сейчас, в связи с введенными запретами, реклама табачных изделий стала менее очевидна, однако она не прекращается ни на минуту.

Упаковки для сигарет оформляют так, чтобы они казались очень модным аксессуаром. Яркие и элегантные пачки женских сигарет неплохо смотрятся даже в урне для мусора или в луже на тротуаре, ну как тут не соблазниться. Привлекательный дизайн пачек сигарет ориентирован на то, чтобы сформировать ощущение того, что курение является модным атрибутом, необходимостью современной жизни. Примерно так же и содержимым. Не хотите пахнуть табаком? Пожалуйста, вот вам со вкусом зеленого яблока, винограда или ментола.

И самое главное – появляются тонкие сигареты.
Этот рекламный ход позволил табачным компаниям заставить миллионы женщин нести им деньги в обмен на бесплодие и рождение больных детей.

Классификация сигарет на легкие, суперлегкие, сигареты с пониженным содержанием никотина и смолы – это тоже один из способов манипуляции, которые табачные компании активно применяют с 80-х годов, прежде всего для того, чтобы втянуть в курение подростков, молодёжь, девушек и женщин. Такая классификация создаёт иллюзию более безопасного курения. Курильщик, вместо того, чтобы отказаться от сигарет, продолжает курить якобы более безопасные. Более того, в состав этих сигарет, так называемых лёгких и качественных, добавляют ингредиенты, которые снижают рвотный рефлекс у детей, чтобы они начали курить. Многолетние исследование National Cancer Institute (Национальный институт рака) в США показали, что количество преждевременных смертей, вызванных курением, не изменилось при массовом переходе на лёгкие сигареты.

Производителям табака очень выгодно стимулировать переход на «легкие» сигареты: они дороже стоят, хотя себестоимость их ниже, т.к. изготовлены из отходов табачного листа, и человек больше выкуривает таких сигарет. А самое главное, что курильщики, полагая, что эти сигареты менее вредны, вообще не думают о том, чтобы бросить курить.

Еще одна уловка, на которую идут табачные компании, – это отсутствие состава на пачке. На упаковке любого товара, за исключением сигарет, вы найдете описание, из чего он сделан. В общей сложности около 4 тысяч вредных химических соединений, в числе которых: сероводород, аммиак, угарный газ, полоний, диоксины, накапливающиеся в организме и вызывающие образования опухолей, и даже радиоактивные изотопы калия, радия и свинца, вызывающие генетические мутации, – все это заменено одним словом: смола.

Впрочем, не нужно быть провидцем, чтобы понять, что огромный процент рекламы сигарет сегодня ориентирован даже не на женщин, а на совсем молоденьких девушек до 18 лет - табачные компании не стесняются в методах увеличения объемов продаж. «Курить - это весело и прикольно»! Таково главное сообщение ориентированной на тинэйджеров рекламы. На почве курения можно общаться, у сигарет бывают разные вкусы и цвета - развлекайтесь, подростки...

О чем курящие женщины не хотят знать?

Как ни странно, но знать они не хотят о том, что сигареты отнимают самое драгоценное что у них есть – здоровье, молодость, красоту и возможность иметь детей.

Риск заполучить заболевание сердца у курильщиц выше, чем у мужчин, подверженных этой же пагубной привычке. Точные причины такой несправедливости пока не известны, но есть мнение, что никотин угнетает выработку эстрогенов.

Если сравнивать курящих женщин с некурящими, то частота сердечных приступов у первых выше в два раза, а если курильщица еще использует гормональные контрацептивы, то различия в частоте увеличиваются до сорока раз. Все дело в неладах никотина, увеличивающего тромбообразование и заставляющего сужаться сосуды, с гормональными компонентами противозачаточных средств.

Примерно такая же ситуация с риском заболеть раком легких, который у курящих женщин в несколько раз выше, чем у курящих мужчин, а в сравнении со своими некурящими подругами, курильщицы рискует больше аж в тринадцать раз. Правда, живут заболевшие раком легких женщины по статистике дольше, чем коллеги по несчастью мужского пола, но эти годы жизни далеко не лучшие.

Обструктивная болезнь легких поражает женщин с сигаретой в пять раз чаще, чем курящих мужчин, и в тринадцать раз чаще, чем женщин без вредных привычек.

Бесплодные курильщицы встречаются чаще, чем некурящие женщины с такой же проблемой. Если женщина курит, то забеременеть ей становится сложнее, и, кроме того, даже если это счастливое событие с ней произойдет, то выносить и родить здорового ребенка ей будет очень трудно, поскольку факт курения, увеличивает риск отслоения плаценты, выкидыша, гипоксии плода и риск мертворождения.

Нежеланный климакс у курящих женщин наступает раньше на несколько лет.

Зато, чем могут похвастаться курильщицы перед своими подругами, ведущими здоровый образ жизни, так это большим количеством морщин!

Поделиться с друзьями



.