Четыре благородных истины. Путь к освобождению от страданий

Страдание. Мы сталкиваемся с ним каждый день. У него разные формы и сотни тысяч масок. Мы видим его в глазах нищего на улице, мы чувствуем его запах в мясном отделе супермаркета. Страдание врывается в нашу жизнь с экрана телевизора, оно разливается холодным туманом мрачным осенним утром. Где-то страдание слышится разрывающим тишину треском автомата, где-то оно проявляется слезами солдатских матерей, где-то – тяжелыми разрывами снарядов, где-то – казенными буквами «похоронки». У кого то страдание лежит в тарелке, у кого-то налито в рюмке, для кого-то страдание имеет запах формалина. Но все живые существа – так или иначе – страдают. Порой страдание настолько глубоко входит в жизнь человека, что он уже даже перестает осознавать, что он страдает. Подобно тому, как запойный алкоголик, просыпаясь, тут же тянется к бутылке и не успевает даже испытать похмелье, так и большинство людей, пытаясь заглушить страдание какими-то временными утешениями – перестают осознавать, что они страдают. 

Две с половиной тысячи лет назад всему человечеству проявилась невероятно благая карма и в этот мир воплотился Будда Шакьямуни – Татхагата, учитель богов и людей. Движимый чувством глубокого сострадания ко всем живым существам, он прошел долгий путь аскез и самоограничений, чтобы познать истину и поведать ее людям. В самой первой своей проповеди Татхагата подробно изложил свое простое учение, которое заключено в Четырех благородных истинах. Услышать это Учение – проявление невероятно благой кармы, ибо оно разрушает иллюзии и освобождает от страданий и причин страданий. Глубоко погрузившись в размышления над Четырьмя благородными истинами – можно достичь состояния Просветления ибо если постигнуто это – то все остальное из этого следует. 

Четыре благородные истины

Основа Учения Будды – Четыре благородные истины, в которых описана вся суть бытия, причины счастья и страданий всех живых существ, а также путь, который ведет к Освобождению: 

• Истина первая: «Существует страдание»

Все живые существа, так или иначе, страдают. Страдание происходит из-за переменчивости и непостоянства. В этом мире, нет ни одной вещи, которая была бы вечной. Кроме, разве что, самих страданий. Таким образом, все, что мы любим, все к чему привязаны, все, что нам нравится, все, что делает нас счастливыми – рано или поздно будет разрушено, обратиться в ничто. «Все пройдет, как с белых яблонь дым» - писал гениальный поэт Сергей Есенин. Очевидно, на глубоком интуитивном уровне он также познал эту простую истину. 

• Истина вторая: «Причина страданий – желания»

Так ли это? Если глубоко поразмышлять над этим, то мы поймем, что страдания нам причиняют не сами события, а лишь наше отношение к этим событиям. Лишь наш беспокойный ум разделяет события на приятные и неприятные, выгодные и невыгодные, полезные и вредные. И только наши желания и привязанности определяют то, что мы считаем приятным, а что считаем неприятным. Таким образом, если мы желаем иметь красивый «домик окнами в сад», то страдаем мы не от того, что его у нас нет, а от того, что мы желаем его иметь. Согласитесь – многие люди не имеют «домика окнами в сад», но далеко не все от этого страдают, более того – некоторые об этом даже не задумываются. А страдают лишь те, кто имеют такое желание – обладать домом. Значит, страдают они по причине своего желания. Вспомните, наверняка у каждого из вас в детстве было какое-то жгучее желание иметь какую-нибудь красивую и дорогу игрушку, которую вам так и не купили. Тогда вы страдали от этого. А сейчас? Скорее всего, уже даже забыли об этом. То есть страдание ушло, однако игрушки то у вас так и нет до сих пор. Значит, опять-таки – причиной страдания было только ваше желание и ничего больше. Именно наши желания вынуждают нас погружаться в бесконечную суету и совершать уйму бесполезных, а чаще даже вредных действий. Это приводит к накоплению негативной кармы, которая, в свою очередь приводит к новым страданиям. Утолить желание невозможно так же, как невозможно утолить жажду, выпив морской воды. Так есть ли смысл бежать по полю в сторону горизонта, стремясь достичь иллюзорной линии соприкосновения земли с небом? Ведь линии этой – нет. Так же, как и нет предела человеческим желаниям. 

• Третья истина: «Страдание можно прекратить»

Не все так плохо, друзья. И Татхагата, разъяснив причины страданий, не оставил нас один на один с этой проблемой и дал нам ключ к той двери, которая откроет двери тюрьмы наших страданий. Итак, чтобы прекратить страдание, нужно устранить причину, которая вызывает это страдание, то есть – устранить желания, привязанности и пагубные страсти. Важно отметить, что Будда проповедовал, так называемый, «Срединный путь». То есть, не следует впадать в крайний аскетизм. Помимо желаний, которые ведут к страданиям – есть желания, которые ведут к освобождению. К примеру – желание познания истины, желание поделиться знанием с другими, желание помочь ближнему и т д. Будда так же говорил о том, что корнем всех страданий является неведение ибо только по причине неведения люди стремятся к причинам страданий. И если будет искоренено неведение – страдание прекратится. А о том, как искоренить неведение – говорит последняя, четвертая благородная истина. 

• Четвертая истина: «Существует путь, который ведет к избавлению от страданий – Благородный восьмеричный путь»

Этим путем прошел сам Будда Шакьямуни и убедившись на своем опыте, что это возможно – он поделился этой истиной с нами. О Благородном восьмеричном пути написано в Сутре запуске колеса Дхармы: «И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби» В четвертой благородной истине о пути Татхагата подробно объяснил философские аспекты, которых следует придерживаться, а также нравственные предписания, которые следует соблюдать, чтобы избежать накопления негативной кармы. И, самое главное – Будда дал конкретные инструменты для работы со своим умом – базовые понятия о концентрации, медитации и самоконтроле. 

Слава Ветер

Поделиться с друзьями



.